Европейского Экономического и валютного союза (ЭВС)

Предыдущая234567891011121314151617Следующая

«План Делора» предусматривает создание общего рынка, поощрение конкуренции в ЕЭС, координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов его покрытия.

На основе «плана Делора» был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе, предусматривающий поэтапное формирование валютно-экономического союза.

Первый этап его осуществления фактически начался в июле 1990 г. одновременно с полной отменой валютных ограничений по движению капиталов в ЕЭС. Основное внимание было уделено сближению уровней экономического развития, снижению темпов инфляции и сокращению бюджетного дефицита. На этой стадии была проведена подготовка по учреждению Европейского валютного института, который стал предшественником Европейского центрального банка.

Второй этап начался с января 1994 г. созданием Европейского валютного института во Франкфурте-на-Майне в составе управляющих центральными банками стран-членов. Его целью было подготовка к организации Европейской системы центральных банков и эмиссии банкнот ЭКЮ. [7]

На этапе 2 страны-партнеры стремились к конвергенции экономик. Чтобы стать членом экономического и валютного союза, страна должна была удовлетворять следующим требованиям:

· инфляция не должна превышать средний уровень инфляции трех стран ЕС с наименьшим уровнем инфляции более чем на 1,5%;

· процентные ставки по долгосрочным государственным облигациям не должны превышать средние показатели трех стран с самым низким уровнем инфляции более чем на 2%;

· бюджетный дефицит не должен составлять более 3% от ВВП;

· национальный долг не должен составлять более 60% от ВВП;

· обменный курс национальной валюты на протяжении, по меньшей мере, двух лет (до момента введения единой валюты) не должен выходить за пределы колебаний, действующих в ЕВС (+15%). [2]

До перехода на третий этап Совет министров должен был решить, какие страны соответствуют принципам конвергенции и смогут перейти на этап 3.

На совещание глав стран-членов ЕС (Европейском Совете) в мае 1998 г. было решено, что 11 из 15 стран-партнеров примут обращение в единую валюту: Германия, Франция, Италия, Португалия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Испания, Ирландия, Австрия, Финляндия. Великобритания и Дания должны были покинуть союз, а Швеция и Греция не соответствовали ни одному из критериев конвергенции.

Участники Европейского совета решили отказаться от названия «ЭКЮ», заменив его на «Евро». По замыслам совета, евро должна стать не параллельной валютой (по отношению к национальным), а единой, которая полностью заменит национальные валюты.



К декабрю 1998 г. был формально учрежден Европейский Центробанк.

Третий этап начался 1 января 1999 г., появилась новая валюта евро, но в безналичной форме. Страны соответствующие пяти критериям конвергенции, образовали валютный союз путем фиксирования их валют относительно новой единой валюты евро.

Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), включающая Европейский центробанк и центральные банки стран-партнеров, стала проводить единую денежную политику во всех странах-членах и введение единой валюты. Европейский ЦБ независим от правительства и от политических институтов ЕС. Он проводит монетарную политику в интересах стран, принявших единую валюту.

Любая из стран-партнеров, которая еще не соответствует критериям конвергенции, будет приближаться к ЭВС по мере того как ее показатели будут улучшаться. Однако Великобритания и Дания решили выйти из Маастрихтского соглашения.

До 2002 г. национальная валюта сосуществовала наряду с евро, но ее обменный курс был окончательно зафиксирован по отношению к новой единой валюте. 1 января 2002 г. Европейский центробанк ввел в обращение банкноты и монеты евро, в течение 6 мес. Они еще сосуществовали наряду со старой валютой. 1 июля 2002 г. национальные банкноты и монеты потеряли свой статус законного платежного средства и были изъяты из обращения.[5]

В ЭВС в настоящее время входят 13 стран: Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Словения, Финляндия, Франция). Имеются еще несколько стран (Андорра, Монако, Сан-Марино) официальной денежной единицей которых является евро, но в ЭВС они не входят.

Экономический и валютный союз 13 западноевропейских государств и его единая валюта имеют под собой солидный фундамент:

· на долю стран – участниц ЕВС, где живет 5% населения Земли, приходится 15% мирового валового внутреннего продукта (США – 20,2%, Япония – 7,7%) и 19,5% мирового экспорта (США – 14,8%, Япония – 9,7%);

внутри Европейского Союза достигнут высокий уровень экономической и политической интеграции. Уже более 30 лет существует таможенный союз и проводится общая торговая политика. Создан единый внутренний рынок, торговля внутри ЕС составляет около 60 % общего внешнеторгового оборота входящих в него стран. Национальные валюты государств – членов ЕС по сравнению с валютами многих стран мира были относительно сильны и стабильны. Сложившаяся система права и институтов ЕС обеспечивает достаточно эффективное управление интеграционными процессами;

· в последние годы произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран – участниц ЕВС. Достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, оздоровлении государственных финансов, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют;

· евро опирается на единую денежно-кредитную и валютную политику, которая полностью передана в ведение наднационального Европейского центрального банка и Совета ЕС, а также на высоко интегрированные денежные и кредитные рынки, масштабы, глубина и ликвидность которых резко возрастают благодаря созданию ЕВС;

· высшим приоритетом политики ЭВС объявлена борьба с инфляцией, что составляет важнейшее условие стабильности единой валюты.

Вместе с тем к ЭВС отказались присоединяться Великобритания, Дания и Швеция. Великобритания традиционно настаивает на неприсоединении к ЭВС по политическим, экономическим и социальным причинам. Так как ЭВС создавался как экономический противовес американскому финансовому влиянию, а Англия всегда оставалась ведущим стратегическим партнером США, она с самого начала дистанцировалась от этой европейской финансовой политики. Определяющей причиной «неприсоединения» явился и негативный настрой большинства британцев (социологические исследования свидетельствуют, что около 65 – 70% англичан выступают против присоединения страны к «зоне евро»). Дания отказалась от вступления в ЭВС в соответствии с решением референдума (1992 г.). Датчане не желают гражданства Европейского Союза, так как, по их мнению, это повредит сформировавшейся социальной и экономической политике государства. В Швеции решение не вступать в ЕВС было принято Риксдагом в 1997 г. и в последствии подтверждено референдумом 2003 г. Для ее экономической модели характерно широкое участие в международном разделении труда, высокая доля государственного влияния, наличие мощных и влиятельных финансовых групп, активное реагирование на постоянно меняющиеся условия мирового хозяйственного развития.

Система трех опор

В соответствии с Маастрихским договором о Европейском союзе, который вступил в силу с 1 ноября 1993 г., были созданы три опоры ЕС. Формально договор создает новую структуру — Европейский союз и одновременно вносит изменения и дополнения в учредительные договоры (о ЕОУС, ЕЭС и Евратоме). В Маастрихтский договор помимо разделов об экономическом сотрудничестве включены разделы о внешней политике и правосудии, что означает формирование трех опор ЕС:

1. Европейские сообщества

2. Общая внешняя политика и политика в области безопасности (ОВПБ, ЕПБО)

3. Общая политика в области внутренних дел и правосудия

В договоре также были установлены сроки создания «опор» ЕС — 1 января 1999 г.

Согласно Лиссабонскому договору 2007 года эта сложная система была упразднена в 2009 году, был установлен единый статус Евросоюза как субъекта международного права (в подчинённом ЕС виде продолжает существовать Евратом). На 2010 год членство в Евросоюзе, и Евратоме единое, все государства, вступающие в Союз, становятся и членами Евратома.

1 опора: Европейские сообщества

Основная статья: Европейские сообщества

В этой сфере интеграции в наибольшей степени учитывается уровень соответствия стран-членов acquis communautaire (приведение к единообразию законодательств стран ЕС, направленное на коммунитаризацию, становление наднационального регулирования). ЕС поставил задачу конвергенции экономик с целью создания единой экономики ЕС. Проблема заключается в том, смогут ли страны-кандидаты выполнить требования конвергенции. Все национальные прерогативы в этой области переданы ЕЦБ, который занимается эмиссией евро. Проблемы евро: ЕЦБ не страхует новую валюту от рисков, но евро сделала заявку на роль мировой валюты.

2 опора: Общая внешняя политика и политика безопасности

Основная статья: Общая внешняя политика и политика безопасности

ОВПБ стала новым направлением деятельности ЕС, развивающим опыт «европейского политического сотрудничества» и предусматривающим согласование и осуществление странами ЕС совместных внешнеполитических действий на основе единогласно принятых решений. Первоначально интеграция в военной сфере шла достаточно трудно. Идея создания оборонительного сообщества была заблокирована Францией еще в 1954 г. Руководители европейских стран на протяжении долгого периода отказывались от сотрудничества в этой сфере и делегирования полномочий на наднациональный уровень: несогласие Франции, нежелание дублирования НАТО, противоречия между крупными и малыми странами.

Прорывом на этом направлении явилась встреча Тони Блэра и Жака Ширака в Сан-Мало в 1998 г., на которой было достигнуто решение о создании военной компоненты ускоренными темпами. Целью являлось обеспечить ЕС возможностями для выполнения Петербергских задач.

Петербергские задачи 1992 г. включали проведение:

1. гуманитарных и спасательных операций,

2. миротворческих операций,

3. принуждение к миру.

В июле 1999 г. на саммите ЕС в Кельне было принято решение о создании самостоятельной военной структуры ЕС. В декабре 1999 г. в Хельсинки установлена «главная цель» — создание 60 тыс. корпуса быстрого реагирования, который может быть развернут за 60 дней.

3 опора: Сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере

Эта опора начала оформляться во второй половине 90-х годов. Значение сотрудничества в этой сфере повышается в связи с поставленной в Амстердамском договоре 1997 г. целью превратить Европейский союз в зону свободы, безопасности и справедливости. Однако создание единой законодательной системы является сложнодостижимой задачей из-за различий в национальных системах права. Поскольку одной из целей ЕС является обеспечение прав граждан на равную судебную защиту, идет сотрудничество в области приведения в соответствие решений судов. В 1995 г. весь пакет Шенгенских соглашений (Шенгенская зона стала создаваться в 1985 г.) вошел в Амстердамский договор. После 11 сентября был принят специальный план действий борьбы с терроризмом. К третьей опоре относятся также меры, связанные с уголовным правом. Еще один шаг в сотрудничестве в рамках «третьей опоры» касается согласования минимальных мер наказания, применяемых в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и незаконной перевозкой наркотиков.

Принимает такие правовые акты, как:

· Рамочные решения (направлены на гармонизацию права Европейского союза). Содержат положения о целях, задачах и предоставляет государствам самостоятельно выбирать методы и способы достижения этих задач.

· Решения — акты индивидуального применения.

· Общие позиции — документ, определяющий мнение ЕС по конкретному международной ситуации в рамках борьбы с преступностью.


0002312506193967.html
0002347594930866.html
    PR.RU™